Новости и Объявления

21.01.2019

Поздравляем с Днём аспиранта!

       История института аспирантуры в России приближается к своему 100-летнему юбилею: в этот день в 1925 году было утверждено «Положение о научных работниках вузов» и «Инструкции о порядке подготовки научных работников при НИИ и вузах по прикладным, точным и естественным наукам». В связи с этим, 21 января в научной среде неофициально празднуется День аспиранта.

     По этому случаю мы собрали для вас несколько интересных фактов об истории аспирантуры в России и ТГУ, в частности.

  1. Первый университет в России был открыт в Санкт-Петербурге при Академии наук. В связи с отсутствием отечественных научно-педагогических кадров, по поручению Петра велись переговоры с зарубежными профессорами. Переговоры проходили трудно: люди боялись ехать в холодную неведомую Россию. В итоге, всё же были найдены первые 17 профессоров, преподававшие затем в университете.

  2. В конце 18 века, в ходе самостоятельной подготовки научных кадров в России, М.В.Ломоносовым в Московском университете была введена многоуровневая подготовка (базовая, специальная, научная), в которой для преподавательской деятельности отбирали лучших студентов.

  3. Императорским Указом 1803 года были установлены степени университета:
    • Степень кандидата университета получали окончившие университет с отличием. 
    • Степень магистра присуждалась соискателю через несколько лет после выпуска из университета — она может быть сопоставлена современному кандидату наук в РФ.
    • Степень доктора являлась высшей. 

  4. Устав университетов 1884 года ввел градацию университетских дипломов 1-й и 2-й степени и оставив двойную систему степеней «магистр—доктор», что явилось прообразом российской системы «кандидат наук — доктор наук».

  5. До 1925 года научные сотрудники в НИИ подразделялись на:
    • научных сотрудников 1-го разряда – лица, помогающие членам институтов в работе (ассистенты, лаборанты и т.д.);
    • научных сотрудники 2-го разряда – лица, подготавливающиеся к научно-исследовательской и преподавательской деятельности в вузе и зачислявшиеся в НИИ на срок не свыше 3 лет.
      Таким образом, институт научных сотрудников 2-го разряда стал первой советской институциональной формой подготовки научно-педагогических кадров. И
      нститут научных сотрудников 2-го разряда был в 1925 году реорганизован в аспирантуру, готовившую до 1934 года преподавателей высшей школы, а затем кандидатов наук.

  6. Трудности в формировании научно-педагогических кадров в первые годы советской власти были связаны с отсутствием достаточного количества "желательного контингента", чьи цели и деятельность должны были быть ориентированы на нужды социалистического общества. В связи с этим видным ученым дореволюционной школы предоставлялись условия для работы и освобождение от военной службы. Резолюция "О реформе высшей школы" вообще закрепила принцип комплектования преподавательского состава из числа партийной молодежи, "хотя бы и не получившей законченного университетского образования".

  7. Срок работы аспиранта определялся в три года. За это время он должен был не только заниматься изучением двух иностранных языков, сдать экзамен по основам марксизма-ленинизма (общественный минимум), пройти педагогическую практику и заниматься самостоятельным выполнением научно-исследовательской работы, связанной с темой диссертации. По истечении срока обучения аспирант защищал научную работу в открытом заседании предметной комиссии.


  8. Томскому университету, одному из первых в стране, было предоставлено право вести подготовку аспирантов. 1 октября 1925 г. на физико-математическом факультете ТГУ к аспирантской подготовке приступили 3 человека: химик П.П. Попов – стал впоследствии профессором ТГУ, еще один аспирант – геолог Ю.А. Кузнецов – в будущем стал действительным членом Академии наук СССР, лауреатом Государственной премии.

  9. Первоначальный контингент аспирантов в ТГУ был небольшим - на протяжении 1925-1930 гг. в аспирантуру было принято всего 40 человек. В 2018 году за один год было принято 215 человек.

  10. До начала Великой Отечественной войны в Ученом совете ТГУ аспирантами были защищены 34 кандидатские диссертации; в годы войны - 6 кандидатских диссертаций; а в период 1956-1991 гг. аспирантуру ТГУ окончило порядка 3000 аспирантов, из них около 30% защитили кандидатские диссертации в срок окончания аспирантуры.
    За последние 5 лет из ТГУ выпустились 500 аспирантов, из них защитили диссертации в год окончания - 216. Число защит кандидатских диссертаций в диссертационных советах ТГУ за 5 лет составило 549 человек.

          

Материалы:

Бушмина О.В. Становление и развитие системы послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в России : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Казань, 2005. - 258 с.
Карнаух Н.В. Из истории подготовки научно-педагогических кадров высшей школы России // Дальневосточный вестник высшего образования. – 2006. – № 3.
Матушанский Г. Подготовка научно-педагогических кадров: ретроспективный анализ // Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 130-134.
Цеховой Н.П. История аспирантуры в Томском государственном университете. – Статья в Alma Mater. – 2010. – №2491.
Цеховой Н.П. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в СССР (1920-е – 1991 гг.): региональный опыт. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 200 с.


Возврат к списку